История

Принципы, цели и задачи юридической клиники

Графики дежурств

Контактная информация и режим работы юридической клиники

История развития юридических клиник

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855г. Д. И. Мейер, который считал, что для студентов очень полезно присутствие при юридических консультациях и посредническом разбирательстве и предлагал учредить особые юридические клиники − по примеру медицинских факультетов, где проходила обязательная практика будущих врачей. В дальнейшем он организовал юридическую клинику в Казанском университете Инициатор создания «юридических клиник» стремился привить студентам искреннее служение на поприще права и справедливости. В конце XIX – начале XX века в России активно обсуждался учеными, преподавателями, практиками вопрос о постановке клинического преподавания на юридических факультетах. В этот период в России стал широко использоваться термин «юридическая клиника».

В 1897г. кишиневский присяжный поверенный И. С. Иосилевич сформулировал задачу юридической клиники: «Вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны, этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника….». Следуя своей программе, Иосилевич опубликовал в «Юридической газете» (за 1897−1898 г.) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника».

Первое упоминание термина «юридическая клиника» в зарубежной литературе относится к 1900г., когда в немецкий профессор Георг Фроммгольд опубликовал статью, где был использован термин «юридическая клиника». Профессор предъявлял серьезные требования к руководителям таких клиник. Это должны быть юристы, обладающие хорошими теоретическими и практическими знаниями в наиболее важных областях частного и публичного права, сострадательные к бедным, мягкие и сдержанные в общении с простыми людьми. Вследствие того, что клинические занятия требуют известной теоретической подготовки, их следует вводить лишь на последних курсах. Посещение этих занятий должно быть обязательным для студентов.

В юридические клиники, как полагали авторы, будут обращаться нуждающиеся в юридической помощи, причем помощь эта, ввиду особого характера клинических занятий, должна быть оказываема бесплатно. Предполагалось, что во главе клиники должен находиться профессор-руководитель, от которого и будет зависеть допущение клиентов в клинику или отказ им в этом. Для успешного хода дела в клинике должны быть гарантированы серьезное отношение к занятиям, с полным сознанием лежащей на клиницисте ответственности, и сохранение строгой тайны относительно всех доверенных клиентом обстоятельств.

Первая юридическая клиника в современной России открылась в 1995 году в Петрозаводском государственном университете.

Центр правовой помощи Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (ныне юридическая клиника) был создан в 2009 году, в этом же году был создан Центр правовой помощи и во всех филиалах РПА, в том числе в Северно-Западном (г. Санкт-Петербург) филиале. Основное предназначение клиники заключается в оказании бесплатной правовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, и организации постоянно действующей базы учебной и производственной практик студентов, а также проведение практических занятий по дисциплине «Оказание юридической помощи населению».

Обучение в клинике – это первый шаг к получению профессиональных навыков работы юриста. Так называемый метод «клинического образования» основан на таких принципах, как погружение студента в проблему, учеба через действие, учеба через диалог. Обучение в клинике не должно ограничиваться только консультированием, важно, чтобы полученные знания и навыки отрабатывались в деловых и ролевых играх, на специальных тренингах, где студенты учатся проводить интервьюирование клиента; общаться с «трудными» клиентами; консультировать клиентов и составлять юридические документы.

Безусловно, деятельность клиники осуществляется исключительно на безвозмездных началах, качество оказываемой помощи должна соответствовать профессиональному уровню, вне зависимости от того, что оказывают ее студенты-консультанты.


Принципы, цели и задачи юридической клиники

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:
- создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;
- правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности (направлению подготовки) навыков оказания юридической помощи.
- расширения возможностей доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи;
- оказания бесплатной информационно-правовой помощи социально незащищенным слоям населения;
- повышения уровня правового сознания населения путем пропаганды юридических знаний;
- формирование студенческого правозащитного сообщества;
- воспитание студентов в духе уважения принципа верховенства права, справедливости и человеческого достоинства;
- повышение уровня и закрепление полученных студентами теоретических знаний;
- приобретение студентами старших курсов профессиональных умений и навыков и создание тем самым необходимых предпосылок для адаптации студентов к условиям современной юридической практики;
- совершенствование педагогического мастерства преподавателей, участвующих в работе клиники филиала, и учебного процесса;
- установление и развитие сотрудничества с государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями в интересах деятельности клиники и филиала Академии.

Для достижения указанных целей клиника филиала решает следующие задачи:
- Формирование и развитие у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательной программой, а также профессиональной и корпоративной этики.
- Адаптация обучающихся к условиям и требованиям практической юридической деятельности.
- Воспитание обучающихся в духе уважения к праву и закону, правам и свободам человека и гражданина, публичным и частным интересам.
- Повышение качества образования.
- Развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
- Повышение уровня правосознания и правовой культуры населения.
- бесплатное консультирование граждан по правовым и социально-правовым вопросам;
- разработка программ и мероприятий по правовому просвещению населения;
- социализация студентов, то есть их привлечение, с одной стороны, к решению реальных вопросов, стоящих перед правоприменительными органами, а с другой – к решению проблем граждан, нуждающихся в правовой помощи и защите;
- разработка методических и информационно-справочных материалов на основе обобщения и анализа данных о категориях граждан, обращающихся за бесплатной правовой помощью, и о наиболее распространенных социально-правовых проблемах, с которыми сталкиваются граждане;
- обеспечение прохождения студентами Академии учебной, производственной и преддипломной практик;
- расширение и углубление полученных студентами теоретических знаний и их практическое закрепление в период работы в клинике филиала;
- повышение познавательной активности студентов и их вовлечение в научно-исследовательскую работу;
- развитие у студентов чувства ответственности за выполняемую работу и ее результат;
- установление и развитие сотрудничества Академии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями в целях координации усилий по совершенствованию системы обеспечения законных прав и интересов граждан;
- апробирование новых форм и методик преподавания;
- опосредованное привлечение к работе клиники филиала всех студентов старших курсов путем коллективного решения на аудиторных занятиях наиболее сложных и интересных с познавательной точки зрения ситуаций, являющихся предметом обращения граждан за правовой помощью.

Центр развития юридических клиник


Графики дежурств

Месяц, год/ Очередность Студенты Преподаватели Магистры
Февраль 2018 Скачать Скачать
Март 2018 Скачать Скачать
Апрель 2018 Скачать Скачать

Контактная информация и режим работы юридической клиники

Прием граждан осуществляют студенты-консультанты 3-5 курса, обучающиеся по юридической специальности, под контролем профессорско-преподавательского состава и директора Юридической клиники.
Консультирование осуществляется по предварительной записи в соответствии с графиком дежурств и распорядком работы Юридической Клиники.
Время работы: понедельник-пятница, с 10.30 до 14.30 часов.

ПРИЕМ ГРАЖДАН ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С 01.10.2018 г.
Адрес и телефон Юридической клиники:
Санкт-Петербург, 10-линия В.О., д.19. кабинет 103а.
Телефон: +7 (812) 323 – 75 – 42 (звонить в рабочее время)
Электронная почта: CPP@SZFRPA.RU
Прием осуществляется по предварительной записи.

Гражданин, обратившийся в Клинику должен представить:
- документ, подтверждающий его личность;
- документ, подтверждающий его социальный статус

Граждане, обратившиеся за правовой помощью, обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, установленные Санкт-Петербургским институтом (филиалом) ВГУЮ (РПА Минюста России).

Директор Юридической клиники