Миссия

История

Принципы, цели и задачи юридической клиники

Графики дежурств

Контактная информация и режим работы юридической клиники

Миссия

"Юридическая Клиника"  Санкт-Петербургского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Всероссийский государственный университет (РПА Минюста России)» является  учебно-производственным подразделением Санкт-Петербургского института (филиала) ФГБОУВО РПА Минюста России.

"Юридическая клиника" действует с апреля 2009 года. Студенты третьего, четвертого и пятого курсов под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры гражданско-правовых дисциплин осуществляют прием и консультации граждан.

Основное предназначение Юридической Клиники заключается в оказании бесплатной правовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, и организации постоянно действующей базы учебной и производственной практик студентов Санкт-Петербургского института (филиала) ФГБОУВО РПА Минюста России.

Деятельность Юридической Клиники по оказанию правовой помощи осуществляется исключительно на безвозмездных началах.


История развития юридических клиник

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855г. Д. И. Мейер, который считал, что для студентов очень полезно присутствие при юридических консультациях и посредническом разбирательстве и предлагал учредить особые юридические клиники − по примеру медицинских факультетов, где проходила обязательная практика будущих врачей. В дальнейшем он организовал юридическую клинику в Казанском университете Инициатор создания «юридических клиник» стремился привить студентам искреннее служение на поприще права и справедливости. В конце XIX – начале XX века в России активно обсуждался учеными, преподавателями, практиками вопрос о постановке клинического преподавания на юридических факультетах. В этот период в России стал широко использоваться термин «юридическая клиника».

В 1897г. кишиневский присяжный поверенный И. С. Иосилевич сформулировал задачу юридической клиники: «Вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны, этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника….». Следуя своей программе, Иосилевич опубликовал в «Юридической газете» (за 1897−1898 г.) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника».

Первое упоминание термина «юридическая клиника» в зарубежной литературе относится к 1900г., когда в немецкий профессор Георг Фроммгольд опубликовал статью, где был использован термин «юридическая клиника». Профессор предъявлял серьезные требования к руководителям таких клиник. Это должны быть юристы, обладающие хорошими теоретическими и практическими знаниями в наиболее важных областях частного и публичного права, сострадательные к бедным, мягкие и сдержанные в общении с простыми людьми. Вследствие того, что клинические занятия требуют известной теоретической подготовки, их следует вводить лишь на последних курсах. Посещение этих занятий должно быть обязательным для студентов.

В юридические клиники, как полагали авторы, будут обращаться нуждающиеся в юридической помощи, причем помощь эта, ввиду особого характера клинических занятий, должна быть оказываема бесплатно. Предполагалось, что во главе клиники должен находиться профессор-руководитель, от которого и будет зависеть допущение клиентов в клинику или отказ им в этом. Для успешного хода дела в клинике должны быть гарантированы серьезное отношение к занятиям, с полным сознанием лежащей на клиницисте ответственности, и сохранение строгой тайны относительно всех доверенных клиентом обстоятельств.

Первая юридическая клиника в современной России открылась в 1995 году в Петрозаводском государственном университете.

Центр правовой помощи Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (ныне юридическая клиника) был создан в 2009 году, в этом же году был создан Центр правовой помощи и во всех филиалах РПА, в том числе в Северно-Западном (г. Санкт-Петербург) филиале. Основное предназначение клиники заключается в оказании бесплатной правовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, и организации постоянно действующей базы учебной и производственной практик студентов, а также проведение практических занятий по дисциплине «Оказание юридической помощи населению».

Обучение в клинике – это первый шаг к получению профессиональных навыков работы юриста. Так называемый метод «клинического образования» основан на таких принципах, как погружение студента в проблему, учеба через действие, учеба через диалог. Обучение в клинике не должно ограничиваться только консультированием, важно, чтобы полученные знания и навыки отрабатывались в деловых и ролевых играх, на специальных тренингах, где студенты учатся проводить интервьюирование клиента; общаться с «трудными» клиентами; консультировать клиентов и составлять юридические документы.

Безусловно, деятельность клиники осуществляется исключительно на безвозмездных началах, качество оказываемой помощи должна соответствовать профессиональному уровню, вне зависимости от того, что оказывают ее студенты-консультанты.


Принципы, цели и задачи юридической клиники

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:
- создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;
- правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности (направлению подготовки) навыков оказания юридической помощи.
- расширения возможностей доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи;
- оказания бесплатной информационно-правовой помощи социально незащищенным слоям населения;
- повышения уровня правового сознания населения путем пропаганды юридических знаний;
- формирование студенческого правозащитного сообщества;
- воспитание студентов в духе уважения принципа верховенства права, справедливости и человеческого достоинства;
- повышение уровня и закрепление полученных студентами теоретических знаний;
- приобретение студентами старших курсов профессиональных умений и навыков и создание тем самым необходимых предпосылок для адаптации студентов к условиям современной юридической практики;
- совершенствование педагогического мастерства преподавателей, участвующих в работе клиники филиала, и учебного процесса;
- установление и развитие сотрудничества с государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями в интересах деятельности клиники и филиала Академии.

Для достижения указанных целей клиника филиала решает следующие задачи:
- Формирование и развитие у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательной программой, а также профессиональной и корпоративной этики.
- Адаптация обучающихся к условиям и требованиям практической юридической деятельности.
- Воспитание обучающихся в духе уважения к праву и закону, правам и свободам человека и гражданина, публичным и частным интересам.
- Повышение качества образования.
- Развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
- Повышение уровня правосознания и правовой культуры населения.
- бесплатное консультирование граждан по правовым и социально-правовым вопросам;
- разработка программ и мероприятий по правовому просвещению населения;
- социализация студентов, то есть их привлечение, с одной стороны, к решению реальных вопросов, стоящих перед правоприменительными органами, а с другой – к решению проблем граждан, нуждающихся в правовой помощи и защите;
- разработка методических и информационно-справочных материалов на основе обобщения и анализа данных о категориях граждан, обращающихся за бесплатной правовой помощью, и о наиболее распространенных социально-правовых проблемах, с которыми сталкиваются граждане;
- обеспечение прохождения студентами Академии учебной, производственной и преддипломной практик;
- расширение и углубление полученных студентами теоретических знаний и их практическое закрепление в период работы в клинике филиала;
- повышение познавательной активности студентов и их вовлечение в научно-исследовательскую работу;
- развитие у студентов чувства ответственности за выполняемую работу и ее результат;
- установление и развитие сотрудничества Академии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями в целях координации усилий по совершенствованию системы обеспечения законных прав и интересов граждан;
- апробирование новых форм и методик преподавания;
- опосредованное привлечение к работе клиники филиала всех студентов старших курсов путем коллективного решения на аудиторных занятиях наиболее сложных и интересных с познавательной точки зрения ситуаций, являющихся предметом обращения граждан за правовой помощью.


Графики дежурств

Месяц, год/ Очередность Студенты Преподаватели Магистры
Сентябрь 2016

Скачать

Скачать

Октябрь 2016 Скачать Скачать
Ноябрь 2016 Скачать Скачать
Декабрь 2016 Скачать Скачать
Февраль 2017 Скачать Скачать
Март 2017 Скачать Скачать Скачать
Апрель 2017 Скачать Скачать
Май 2017 Скачать Скачать
Октябрь 2017 Скачать Скачать

Контактная информация и режим работы юридической клиники

Прием граждан осуществляют студенты-консультанты 3-4 курса, обучающиеся по юридической специальности, под контролем профессорско-преподавательского состава и директора Юридической клиники.
Консультирование осуществляется по предварительной записи в соответствии с графиком дежурств и распорядком работы Юридической Клиники.
Время работы: понедельник-пятница, с 10.30 до 14.30 часов.

ПРИЕМ ГРАЖДАН ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СО 2.10.2017 г.
Адрес и телефон Юридической клиники:
Санкт-Петербург, 10-линия В.О., д.19. кабинет 208.
Телефон: +7 (812) 323 – 75 – 42 (звонить в рабочее время)
Электронная почта: CPP@SZFRPA.RU
Прием осуществляется только по предварительной записи.

Гражданин, обратившийся в Клинику должен представить:
- документ, подтверждающий его личность;
- документ, подтверждающий его социальный статус

Граждане, обратившиеся за правовой помощью, обязаны соблюдать Правила поведения, установленные Санкт-Петербургским институтом (филиалом) ВГУЮ (РПА Минюста России).

Директор Юридической Клиники
Есаян Каринэ Карапетовна